Общество физиологов растений России
02 Июль, 2013

Президиум ОФР направил заявление в Госдуму РФ о недопустимости принятия законопроекта о реформе РАН, РАМН и РАСХН

Президиум ОФР направил заявление в Госдуму РФ о недопустимости принятия законопроекта о реформе РАН, РАМН и РАСХН

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкину 

ЗАЯВЛЕНИЕ Общества физиологов растений России

о недопустимости принятия законопроекта № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 28 июня 2013 г.

Несмотря на то, что Российская академия наук, Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук, несомненно, нуждаются в реформировании, законопроект «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу РФ 28 июня 2013 г., не должен быть принят, поскольку он является разрушительным для отечественной науки и потому антигосударственным. Принятие данного законопроекта недопустимо в силу целого ряда принципиальных положений, изложенных ниже.

1. Законопроект внесен в Государственную думу с грубым нарушением «Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов» ( ПП-851 от 25 августа 2012 г., п. 6), где четко установлен общий срок общественного обсуждения уведомления и проекта нормативного правового акта в области науки - не менее 60 календарных дней! Обсуждаемый законопроект был внесен в Государственную Думу уже на следующий день после того, как о нем было впервые объявлено.

2. Предусматриваемая законопроектом передача академической собственности в распоряжение вновь создаваемого «Агентства» носит явный коррупционный характер и приведет к разрушению инфраструктуры науки, к приватизации движимого и недвижимого имущества трех академий либо отчуждению ее в пользу сторонних организаций. Вместо этого необходимо за 1-2 года провести аудит использования собственности, после чего принять решения по дальнейшему распоряжению ею при участии Президиума и Отделений РАН, руководств РАМН и РАСХН, администраций институтов и трудовых коллективов. Академическое имущество должно быть использовано для интенсификации научных исследований, а не отчуждено в пользу и в интересах сторонних лиц и организаций.

3. Под предлогом избавления ученых от управления имуществом и коммунальным хозяйством законопроект предусматривает исключение РАН из схемы финансирования научных исследований. Эта мера чревата разбазариванием средств, которое неизбежно, если возложить финансирование науки на мало разбирающихся в ней чиновников.

4. Неприемлем предлагаемый в законопроекте механический перевод член-корреспондентов в статус действительных членов новой академии. Это демонстрирует глумливое пренебрежительное отношение разработчиков законопроекта к научным званиям. Похожей мерой стало бы директивное присвоение всем кандидатам наук степени доктора наук.

5. Недопустима и отвратительна попытка подкупа академиков, предпринятая в законопроекте и сопутствующих документах и интервью. Эта подачка (в форме повышения академических стипендий) имеет двоякую цель: 1) сбить сопротивление академического сообщества принятию законопроекта; 2) вбить клин между академиками и рядовыми учеными и не допустить их совместных действий в защиту академий. Лишь на первоначальное увеличение стипендий академикам в законопроекте запрашивается сумма более полумиллиарда (514 240 000) рублей в год. На эти деньги можно выделить годовые гранты по 1 млн. рублей 500 коллективам ученых. И результатом будет не лояльность академиков к разрушительному законопроекту, а реальные продвижения в исследованиях, вклад в отечественную науку!

6. Трехлетний мораторий на выборы академиков, определенный законопроектом, недопустим. В период перемен академическому сообществу нужна свежая кровь! Более того, нужно дополнить процедуру «внутреннего» избрания новых академиков механизмом выбора академиков голосованием  лучших экспертов в соответствующих областях. 

7. Неприемлем имеющий прецедент разве что в нацистской Германии пункт законопроекта, разрешающий лишать академиков звания и исключать их из Академии. Цель этого положения – лишить академиков, у которых уже нет реальных рычагов воздействия на науку, еще и независимости, возможности свободно выражать свое мнение. Похоже, разработчики, увлекшиеся пикировками с РАН, злорадно представляют себе картины общего собрания Академии, обсуждающего не проблемы науки, а персональные дела своих членов.

8. Абсолютно неприемлема попытка разработчиков законопроекта поставить крест на выборности руководителей научных организаций Академии. Проект и «Пояснительная записка» к нему предполагают, что  руководители будут назначаться «Агентством» «с учетом предложений президиума Российской академии наук». То есть навязывается антидемократический механизм, где главная роль отведена чиновникам «Агентства».

9. В заключение необходимо отметить, что главная задача реформы российской науки – не отъем академической собственности, а организация и всемерная поддержка исследований мирового уровня. Решить эту задачу невозможно без создания в России научного экспертного сообщества, «Корпуса экспертов», избираемого учеными, достижения которых удовлетворяют высоким квалификационным требованиям – независимо от наличия у номинантов академических званий. Одна из целей Корпуса экспертов – отличать исследования, соответствующие мировым стандартам, от имитации научной деятельности. Для определения полномочий, функций и механизмов формирования научного экспертного сообщества следует разработать Федеральный закон о научной экспертизе в Российской Федерации. 

В силу изложенного законопроект № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должен быть отклонен Государственной Думой Федерального Собрания РФ (либо отозван из нее), направлен на 60-дневное общественное обсуждение и доработку, после чего рассмотрен наряду с альтернативными проектами, также прошедшими общественное обсуждение. Главной альтернативой ему должен стать проект, который готовит Российская академия наук под руководством ее недавно избранного Президента В.Е. Фортова.

 

Президент ОФР,
чл.-корр. РАН Вл.В. Кузнецов

Вице-президент ОФР,
чл.-корр. РАН А.Ф. Титов
Вице-президент ОФР,
д.б.н., проф. Г.А. Романов

Ученый секретарь ОФР,
к.б.н. Н.Р. Зарипова

Новости

82-е Тимирязевские чтения состоялись!

3 июня 2021 года в большом конференц-зале Института физиологии растений им. К. А. Тимирязева в рамках 82-го ...

Новости науки и практики // Июнь 2021

Обзор научных новостей, опубликованных во всемирной паутине за последний месяц

Новости науки и практики // Май 2021

Обзор научных новостей, опубликованных во всемирной паутине за последний месяц
Все новости
Подписка на новости ОФР
verification code
ОФР в социальных сетях

Объявления

Координатор “Дня Растений – 2021” в России

Ищем желающих взять на себя функции национального координатора проведения Всероссийского "Дня ...

Ищем авторов новостей

ОФР приглашает к сотрудничеству авторов ...

Все объявления