Общество физиологов растений России
02 Июль, 2013

Президиум ОФР направил заявление в Госдуму РФ о недопустимости принятия законопроекта о реформе РАН, РАМН и РАСХН

Президиум ОФР направил заявление в Госдуму РФ о недопустимости принятия законопроекта о реформе РАН, РАМН и РАСХН

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкину 

ЗАЯВЛЕНИЕ Общества физиологов растений России

о недопустимости принятия законопроекта № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 28 июня 2013 г.

Несмотря на то, что Российская академия наук, Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук, несомненно, нуждаются в реформировании, законопроект «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу РФ 28 июня 2013 г., не должен быть принят, поскольку он является разрушительным для отечественной науки и потому антигосударственным. Принятие данного законопроекта недопустимо в силу целого ряда принципиальных положений, изложенных ниже.

1. Законопроект внесен в Государственную думу с грубым нарушением «Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов» ( ПП-851 от 25 августа 2012 г., п. 6), где четко установлен общий срок общественного обсуждения уведомления и проекта нормативного правового акта в области науки - не менее 60 календарных дней! Обсуждаемый законопроект был внесен в Государственную Думу уже на следующий день после того, как о нем было впервые объявлено.

2. Предусматриваемая законопроектом передача академической собственности в распоряжение вновь создаваемого «Агентства» носит явный коррупционный характер и приведет к разрушению инфраструктуры науки, к приватизации движимого и недвижимого имущества трех академий либо отчуждению ее в пользу сторонних организаций. Вместо этого необходимо за 1-2 года провести аудит использования собственности, после чего принять решения по дальнейшему распоряжению ею при участии Президиума и Отделений РАН, руководств РАМН и РАСХН, администраций институтов и трудовых коллективов. Академическое имущество должно быть использовано для интенсификации научных исследований, а не отчуждено в пользу и в интересах сторонних лиц и организаций.

3. Под предлогом избавления ученых от управления имуществом и коммунальным хозяйством законопроект предусматривает исключение РАН из схемы финансирования научных исследований. Эта мера чревата разбазариванием средств, которое неизбежно, если возложить финансирование науки на мало разбирающихся в ней чиновников.

4. Неприемлем предлагаемый в законопроекте механический перевод член-корреспондентов в статус действительных членов новой академии. Это демонстрирует глумливое пренебрежительное отношение разработчиков законопроекта к научным званиям. Похожей мерой стало бы директивное присвоение всем кандидатам наук степени доктора наук.

5. Недопустима и отвратительна попытка подкупа академиков, предпринятая в законопроекте и сопутствующих документах и интервью. Эта подачка (в форме повышения академических стипендий) имеет двоякую цель: 1) сбить сопротивление академического сообщества принятию законопроекта; 2) вбить клин между академиками и рядовыми учеными и не допустить их совместных действий в защиту академий. Лишь на первоначальное увеличение стипендий академикам в законопроекте запрашивается сумма более полумиллиарда (514 240 000) рублей в год. На эти деньги можно выделить годовые гранты по 1 млн. рублей 500 коллективам ученых. И результатом будет не лояльность академиков к разрушительному законопроекту, а реальные продвижения в исследованиях, вклад в отечественную науку!

6. Трехлетний мораторий на выборы академиков, определенный законопроектом, недопустим. В период перемен академическому сообществу нужна свежая кровь! Более того, нужно дополнить процедуру «внутреннего» избрания новых академиков механизмом выбора академиков голосованием  лучших экспертов в соответствующих областях. 

7. Неприемлем имеющий прецедент разве что в нацистской Германии пункт законопроекта, разрешающий лишать академиков звания и исключать их из Академии. Цель этого положения – лишить академиков, у которых уже нет реальных рычагов воздействия на науку, еще и независимости, возможности свободно выражать свое мнение. Похоже, разработчики, увлекшиеся пикировками с РАН, злорадно представляют себе картины общего собрания Академии, обсуждающего не проблемы науки, а персональные дела своих членов.

8. Абсолютно неприемлема попытка разработчиков законопроекта поставить крест на выборности руководителей научных организаций Академии. Проект и «Пояснительная записка» к нему предполагают, что  руководители будут назначаться «Агентством» «с учетом предложений президиума Российской академии наук». То есть навязывается антидемократический механизм, где главная роль отведена чиновникам «Агентства».

9. В заключение необходимо отметить, что главная задача реформы российской науки – не отъем академической собственности, а организация и всемерная поддержка исследований мирового уровня. Решить эту задачу невозможно без создания в России научного экспертного сообщества, «Корпуса экспертов», избираемого учеными, достижения которых удовлетворяют высоким квалификационным требованиям – независимо от наличия у номинантов академических званий. Одна из целей Корпуса экспертов – отличать исследования, соответствующие мировым стандартам, от имитации научной деятельности. Для определения полномочий, функций и механизмов формирования научного экспертного сообщества следует разработать Федеральный закон о научной экспертизе в Российской Федерации. 

В силу изложенного законопроект № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должен быть отклонен Государственной Думой Федерального Собрания РФ (либо отозван из нее), направлен на 60-дневное общественное обсуждение и доработку, после чего рассмотрен наряду с альтернативными проектами, также прошедшими общественное обсуждение. Главной альтернативой ему должен стать проект, который готовит Российская академия наук под руководством ее недавно избранного Президента В.Е. Фортова.

 

Президент ОФР,
чл.-корр. РАН Вл.В. Кузнецов

Вице-президент ОФР,
чл.-корр. РАН А.Ф. Титов
Вице-президент ОФР,
д.б.н., проф. Г.А. Романов

Ученый секретарь ОФР,
к.б.н. Н.Р. Зарипова

Новости

VII Международная научная конференция «Генетика, Геномика, Биоинформатика и Биотехнология растений»

С 11 по 15 июля 2023 года в Казани на базе Федерального исследовательского центра «Казанский научный центр ...

Приглашаются авторы в спецвыпуск журнала Biomolecules

На данный момент комплектуется номер спецвыпуска журнала Biomolecules (MDPI), посвященный гормонам растений. ...

Объявлено начало Конкурса на лучший дизайн нового логотипа ОФР

Все новости
Подписка на новости ОФР
verification code
ОФР в социальных сетях

Объявления

Записей не найдено.

Все объявления